В какую сторону вращается коленвал двигателя?

Что такое коленчатый вал двигателя в автомобиле

Коленчатый вал или, как его называют опытные водители и автослесари, коленвал – важная функциональная деталь автомобильного двигателя, которая имеет строгую индивидуальную форму в зависимости от модели. В данной статье мы рассмотрим, что такое коленчатый вал двигателя, какие функции он выполняет и к чему приводит эксплуатация машины с неисправным валом.

Что такое коленвал

Коленчатый вал – это механическая деталь автомобильного двигателя, которая является промежуточным звеном-преобразователем тепловой энергии сгораемого топлива в механическую энергию вращения колёс. По внешнему виду он представляет собой вал из стального сплава со множеством шатунных шеек, которые между собой соединены коленной шейкой. Число шеек-колен соответствует числу цилиндров в двигателе, их расположению, форме. Шейки соединены с поршнями через шатуны, которые, двигаясь возвратно-поступательно, приводят вал в движение.

Если в коленчатом вале шатунные шейки находятся с двух сторон от коленной шейки, он называется полноопорным. Если же они расположены только с одной стороны – неполноопорным.

Коленвал производится из углеродистой или легированной стали с повышенной износостойкостью (для спорткаров, люкс-моделей и автомобилей с повышенной мощностью) или модифицированного чугуна (для стандартных серийных моделей) с помощью литья или прессования. Для легирования стали применяются молибден, хром и иные металлы, существенное увеличивающие прочность сплава.

В большинстве двигателей коленчатый вал располагается в нижней части, над картером, в оппозитных – выше, по центру мотора.

Для чего нужен коленчатый вал

Двигатели внутреннего сгорания работают за счёт функционирования поршневого блока. Его принцип действия заключается в следующем:

  • во время сгорания топливной смеси в цилиндре воздух расширяется с создаёт давление;
  • под действие давления поршень выталкивается, совершая поступательное движение;
  • благодаря соединению с шатунными шейками поступательное движение превращается во вращательное;
  • энергия вращения, переданная на коленчатый вал, передаётся колёсам автомобиля, и он приводится в движение.

Таким образом, коленвал – это преобразователь одного вида механического движения в другой. Как известно, поршни в ДВС двигаются несимметрично. В то время, как одни из них совершают поступательные движения (выталкиваются из цилиндра), другие – возвратное (затягиваются обратно). Конструкция коленчатых валов разрабатывается с предельной точностью, поэтому во время работы все цилиндры сохраняют общее вращение вала. Поэтому коленца имеют разные оси вращения.

Из чего состоит коленчатый вал

Конструкция коленчатого вала: 1. Носок коленчатого вала; 2. Посадочное место звездочки (шестерни) привода распределительного вала; 3. Отверстие подвода масла к коренной шейке; 4. Противовес; 5. Щека; 6. Шатунные шейки; 7. Фланец маховика; 8. Отверстие подвода масла к шатунной шейке; 9. Противовесы; 10. Коренные шейки; 11. Коренная шейка упорного подшипника.

Рабочие компоненты коленвала:

  • Коренная шейка – валовая опора, которая служит осью вращения самого вала. Она лежит в подшипнике, который встроен в картер.
  • Шатунные шейки – опоры, связанные с поршневыми шатунами. Во время работы они смещаются относительно оси вала по круговой траектории.
  • Щёки – вспомогательные детали, связывающие шатунные и коренные шейки. Они также предотвращают разрушение вала из-за резонансной нагрузки.
  • Хвостовик – задняя часть, соединённая с шестерной отбора или маховиком для передачи мощности на движение.
  • Носок – передняя часть вала, которая посредством шкива или зубчатого колеса передаёт мощность приводу газораспределительного блока и других вспомогательных механизмов.
  • Противовесы – детали, необходимые для распределения нагрузки и уравновешивания массы шатунов и поршней.

Для уплотнения носка и хвостовика используются защитные сальники. Это предотвращает просачивание масла в местах выхода частей маховика за границы блока цилиндров. Вращательное движение обеспечивается тонкими стальными подшипниками скольжения. Чтобы ось вращения вала не смещалась, на одну из коренных шеек ставится упорный подшипник.

Во время работы самые большие напряжения концентрируются в месте соединения шеек и щёк. Для разгрузки его делают с галтелью – полукруглым переходом с промежуточным технологическим поясом. По причине экстремальных нагрузок в месте перехода щёк в шейки в своё время производители отказались от составных коленвалов, детали которых соединялись крепежом.

Читайте также: Что такое маховик в автомобиле и для чего он нужен.

Для чего нужен датчик коленвала

Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) используется в автомобилях, которые оборудованы системами электронного управления мотором. Поскольку вращение вала сказывается на работе многих функциональных блоков и систем, своевременная подача топлива в цилиндры ДВС может улучшить ездовые характеристики. Датчик коленвала как раз отвечает за синхронизацию рабочих процессов. В различных моделях автомобилей его использование улучшает синхронизацию зажигания или топливных форсунок. Прибор передаёт на электронный блок управления данные о положении коленвала, направлении и частоте вращения.

Встречаются датчики следующих видов:

  • Магнитные (индуктивного типа). Сигнал на ЭБУ формируется в момент прохождения синхронизационной метки через магнитное поле, которое формируется вокруг датчика. Система не требует отдельного питания, и может параллельно работать как датчик скорости.
  • Датчики Холла (работают на эффекте Холла). Ток в приборе начинает движение при приближении изменяющегося магнитного поля. Перекрытие магнитного поля реализуется специальным синхронизирующим диском, зубья которого взаимодействуют с магнитным полем ДПКВ. Дополнительная функция – датчик распределения зажигания.
  • Оптические. В данном случае для синхронизации также используется зубчатый диск. Он перекрывает оптический поток, проходящий между приёмником и светодиодом. Приёмник фиксирует прерывания светового потока и передаёт в электронный блок управления импульс напряжения, соответствующий параметрам вращения вала.

Датчик коленвала устанавливается внутри корпуса двигателя, как и прочие датчики управления. Для его встраивания используется специальный кронштейн, расположенный возле приводного шкива генератора. Внешне он отличается от датчиков другого назначения наличием проводка длиной 55-70 см с особым разъёмом, который соединяет устройство с системой электронного управления.

Читайте также: Признаки неисправности датчика положения коленвала.

[специалистам по всему]двигатель внутреннего сгорания

почему он всегда вращает вал в одну сторону? Как это задается конструктивно?

Вот если представить сферический одноцилиндровый двигатель в вакууме, который нужно завести.
Поршень находится в верхней мертвой точке, камера наполнена горючей смесью, вспыхивает искра и поршень идет вниз — при этом ведь теоретически коленчатый вал может повернуться как в одну, так и другую сторону ?

Заводится он стартером причем в нужную сторону, а для прохода всяких мертвых точек есть маховик.

  • Показать ответ
  • Ссылка

Для того чтоб в цилиндре была горючая смесь, её нужно сперва втянуть туда. Вращением. Рекурсия.

  • Показать ответ
  • Ссылка

Дни сферической ху-ты на ЛОР-е?

А я думал что вращаются только колеса.

Дело не только в маховике, при старте из верхней мертвой точки в сферически симметричном случае маховик не поможет.

Система клапанов создает ассиметрию. У тебя топливо лишь с одной стороны. C другой воздух.

  • Показать ответы
  • Ссылка

если стартер будет вращать вал в обратную сторону, то двигатель заведется и заработает в обратном направлении?

  • Показать ответ
  • Ссылка

>Для того чтоб в цилиндре была горючая смесь, её нужно сперва втянуть туда. Вращением. Рекурсия.

Читайте также  Opel astra h какое масло в двигатель?

Допустим, медленно повернули вал на один оборот (втянули смесь и сжали). Остановили вал. Сделали искру

>Система клапанов создает ассиметрию. У тебя топливо лишь с одной стороны. C другой воздух.

Это как это? можно поподробнее?

  • Показать ответ
  • Ссылка

разве дело не в инерции?

Такое объяснение годится лишь в том случае, когда работа клапанов завязана на вращении колеса а не на движении поршня.

В противном случае выручит лишь конструкция стартера.

  • Показать ответ
  • Ссылка

Дада, будет засасывать выхлопные газы из выпускного коллектора и нагнетать их в карбюратор^W инжектор.

PS. Про стартер верно заметили, верное направление вращения задается в самом начале.

Интересно, как отреагируют местные аналитики узнав, что искра проскакивает до достижения ВМТ?

  • Показать ответы
  • Ссылка

Это не мешает двухтактным двигателям на наших мотоциклах заводиться в другую сторону если недостаточно резко дёрнуть кик и плохо отрегулирован угол опережения зажигания. Это возможно благодаря тому что фазы у 2Т всегда симметричны т.к. роль клапана играет поршень которые перекрывает окна. Как доработать, скажем, иж, чтобы двиг пускался в нужную сторону переключателем ищите в инете.

С 4Т хз, надо подумать. Вот если бы привод клапанов можно было бы программировать то затея была бы реализуема.

  • Показать ответы
  • Ссылка

Похоже что я не совсем точен.

Даже в системах, где цикл работы клапанов определяется вращением колеса, а не положением поршня, при гипотетическом вращении в обратную сторону все тоже работает. Так что исключать обратное вращение в двигателях даже такого типа — задача стартера.

А объяснение про ассиметрию топлива и выхлопа годится лишь например для роторно-поршневого двигателя.

А что это принципиально меняет в рассуждении? Только подчеркивает нужность маховика.

  • Показать ответ
  • Ссылка

>>Это возможно благодаря тому что фазы у 2Т всегда симметричны т.к. роль клапана играет поршень которые перекрывает окна.

У 4Т фазы также симметричны относительно обратного вращения, если нет специальных блокаторов.

Не, посмотрел на http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a6/4-Stroke-Engine.gif и понял что с 4Т не получится т.к. двиг будет всасывать топливо через выпуск и выхлоп пускать через впуск.

  • Показать ответ
  • Ссылка

> А что это принципиально меняет в рассуждении? Только подчеркивает нужность маховика.

Это намекает на то, что топливная смесь загорается не моментально.

>>с 4Т не получится т.к. двиг будет всасывать топливо через выпуск и выхлоп пускать через впуск.

В том-то и дело что получится. Присмотрись, джижение клапанов там привязано к вращению колеса, и если оно вращается обратно, то все работает точно так же.

Бывают и реверсивные двигатели.

  • Показать ответ
  • Ссылка

>Поршень находится в верхней мертвой точке, камера наполнена горючей смесью, вспыхивает искра и поршень идет вниз — при этом ведь теоретически коленчатый вал может повернуться как в одну, так и другую сторону ?

в случае со «сферическим» двигателем со «сферической» же мертвой точкой он вообще ни в какую сторону не провернётся. Либо все останется на месте, либо что-нибудь сорвет (головку двигателя, например, или крышу у ТС)

  • Показать ответы
  • Ссылка

неа, колневал по инерции достигает ВМТ а не находится статически там. Если бы он там просто находился и угол опережения зажигания был бы 0 то тогда бы все силы были уравновешены(если детали сделаны идеально) и фиг бы он куда сдвинулся.

В какую сторону вращается коленвал двигателя?

Модератор: рустем

Коленвал не крутится против часовой 2104

Непрочитанное сообщение skiiner » Пн май 23, 2011 20:45:46

Re: Коленвал не крутиться против часовой 2104

Непрочитанное сообщение гость » Пн май 23, 2011 21:12:29

Re: Коленвал не крутиться против часовой 2104

Непрочитанное сообщение skiiner » Пн май 23, 2011 21:20:05

Re: Коленвал не крутиться против часовой 2104

Непрочитанное сообщение Гешпанец » Пн май 23, 2011 21:28:32

Re: Коленвал не крутиться против часовой 2104

Непрочитанное сообщение skiiner » Пн май 23, 2011 21:30:56

Re: Коленвал не крутится против часовой 2104

Непрочитанное сообщение skiiner » Пн май 23, 2011 21:37:24

Цепь тоже как то странно себя ведет, я ее пытался натянуть, как советовали на форуме(открутить натяжитель цепи, прокрутить коленвал и цепь сама натянется, потом закрутить натяжитель). После таких действий в сторону где клинет — цепь натянута, если крутить в другую(где все норм) болтается..

Re: Коленвал не крутится против часовой 2104

Непрочитанное сообщение гость » Пн май 23, 2011 21:55:21

Re: Коленвал не крутится против часовой 2104

Непрочитанное сообщение skiiner » Вт май 24, 2011 5:06:19

Re: Коленвал не крутится против часовой 2104

Непрочитанное сообщение Гешпанец » Вт май 24, 2011 5:29:08

Re: Коленвал не крутится против часовой 2104

Re: Коленвал не крутится против часовой 2104

Непрочитанное сообщение гость » Вт май 24, 2011 6:39:17

Re: Коленвал не крутится против часовой 2104

Непрочитанное сообщение skiiner » Вт май 24, 2011 19:35:07

Всем привет!
Собрал с горем пополам и вот что получилось.

1. Возможно такой звук из-за севшего аккумулятора?
2. С зажиганием не разобрался и поставил . может из-за этого?
3. Клапана?

Изначально не было искры и двигатель крутил без тормозов. Проблему искры решил зачисткой клемм на бобине. Далее стал подтормаживать(на видео слышно) Знатоки подскажите? Прибор для замера компрессии пора покупать?

Re: Коленвал не крутится против часовой 2104

Re: Коленвал не крутится против часовой 2104

Непрочитанное сообщение skiiner » Вт май 24, 2011 19:44:00

Re: Коленвал не крутится против часовой 2104

Непрочитанное сообщение гость » Вт май 24, 2011 19:47:56

Re: Коленвал не крутится против часовой 2104

Непрочитанное сообщение гость » Вт май 24, 2011 19:49:11

Re: Коленвал не крутится против часовой 2104

Непрочитанное сообщение Антон80 » Вт май 24, 2011 19:50:35

Re: Коленвал не крутится против часовой 2104

Непрочитанное сообщение skiiner » Вт май 24, 2011 19:50:49

Если вы по поводу высказывая: «Я это вырежу, нах» то я с видео ничего не делал, все в оригинале

Re: Коленвал не крутится против часовой 2104

Re: Коленвал не крутится против часовой 2104

Непрочитанное сообщение гость » Вт май 24, 2011 19:53:27

Re: Коленвал не крутится против часовой 2104

Непрочитанное сообщение skiiner » Вт май 24, 2011 20:00:36

Повернул ключ в положение запуск, держал и после этого «скрежета» повернул ключ в положение выключен. Надеюсь ответил на Ваш вопрос. Если можно поподробнее, что значит слышали монтаж? Звук издает двигатель.

Re: Коленвал не крутится против часовой 2104

Непрочитанное сообщение skiiner » Вт май 24, 2011 20:03:34

Есть, но к сожалению просто прочитать, мне это ничего не дает. Пока разбираюсь

Re: Коленвал не крутится против часовой 2104

Непрочитанное сообщение гость » Вт май 24, 2011 20:04:26

Читайте также  Вкладыши в двигателе что это?

skiiner писал(а): гость

. Надеюсь ответил на Ваш вопрос. .

Re: Коленвал не крутится против часовой 2104

Re: Коленвал не крутится против часовой 2104

Непрочитанное сообщение Гешпанец » Ср май 25, 2011 5:15:13

Стоишь спереди и смотришь на фары авто,рисуешь циферблат мысленно и шкив вращаешь по часовой,не в сторону батарейки)))


skiinerВот смотри в таком положении я ставил трамблер при каждом снятии головы,снимал три раза(благодаря сервисменам)Третий раз,это была капиталка)))И ниче,затарахтели))).При этом все метки ставим на место. Обрати внимание,как лежит лепесток крепления крышки трамблера. Машинко заводится остается подрепетировать чуток зажигание )))Судя по видео,слишком ранний поджиг,вот и подклинивает,однако.Хотя,мож и ошибаюсь

Что такое коленвал и почему без него не обойтись?

Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) сам по себе не может стронуть с места автомобиль, потому что поршни способны только на поступательное движение, которое должно быть преобразовано через коленвал в крутящий момент, обязательный для трансмиссии. Иными словами, последний служит передачей между ДВС и ведущими колесами, если не принимать во внимание ряд других узлов и механизмов.

Из чего состоит коленвал

Как известно, гениальность – в простоте, и коленвал является ярким тому примером, так как устройство данного автомобильного узла не отличается сложностью, а эффективность его чрезвычайно высока. Именно этот элемент кривошипно-шатунного механизма, выполненный из стали или чугуна, несет на себе основную нагрузку вращения колес, передавая им энергию двигателя. Составлен вал из ряда колен (число их соответствует числу цилиндров ДВС), каждое из которых состоит из двух щек и соединяющей их шатунной шейки. Между собой колена связаны коренными шейками, снабженными одноименными подшипниками.

Преобразование поступательного движения в крутящее происходит за счет того, что оси шеек, соединенных через подшипники с шатунами, не совпадают с осью вращения всего вала. К слову, во избежание возникновения центробежных сил во время работы узла щеки с противоположной стороны от шатунных шеек утяжелены противовесами. Таково устройство коленчатого вала в целом, если не рассматривать маховик, устанавливаемый на одном конце узла, и соединение через ведомый диск с коробкой передач на другом конце.

Как работает коленчатый вал двигателя

Итак, в камерах двигателя внутреннего сгорания, после воспламенения нагнетенного туда горючего, образуются газы, которые, расширяясь, толкают поршни. Те, в свою очередь, оказывают воздействие на присоединенные к ним шатуны через кинематическую пару (бронзовая втулка и палец, тончайший зазор между ними заполнен маслом, подающимся сквозь отверстие во втулке). Шатун нижней головкой через подшипник соединен с шейкой колена, расположенного на валу, и каждое движение поршня, таким образом, проворачивает весь коленчатый вал двигателя.

Чтобы крутящий момент был передан на трансмиссию без ослабления, каждую коренную шейку охватывает специальный подшипник коленвала, состоящий из двух половинок, установленных внутри крышек картера. В последнем предусмотрены ячейки для вращающихся колен, с отверстиями для шатунов в верхней части и поддоном для масла в нижней. Между ячейками, по числу опорных шеек, располагаются подшипники, у каждого вместо элементов качения с внутренней стороны имеется канавка для масла.

Чтобы масло не вытекало из картера, на оба конца вала устанавливаются сальники, которые также имеются с каждой стороны от опорных подшипников.

Шестерня коленвала и ее значение

Когда картер полностью собран, снаружи устанавливается сальник, а затем – шестерня коленвала. Необходима она для того, чтобы через зубчатый ремень или непосредственно через шестерню распределительного вала происходила его синхронизация с работой коленчатого вала. В свою очередь распредвал посредством установленных на нем кулачков с определенной периодичностью открывает и закрывает клапаны газораспределительного механизма (ГРМ). Это необходимо для своевременной подачи в цилиндры ДВС топлива и отвода газов после его сгорания.

Если используется ременная передача, она попутно охватывает шкив насоса охлаждающей жидкости. К слову, натяжение ремня должно быть строго отрегулировано, для этого предусмотрен специальный ролик. Если у шестерни вдруг обнаружится люфт, проверьте, насколько надежно сидит в своем гнезде шпонка коленвала. Даже после того, как последняя будет вынута, шестерня при натянутом ремне должна сидеть достаточно плотно. Если люфт продолжается, значит, произошла деформация посадочного места, и не остается ничего другого, кроме как поменять вал. То же самое, если разбивает гнездо под шпонку.

Не вращается коленвал

Прогрел двигатель слил масло. Он простоял сутки(дела были), потом залил смывку и хотел завести, а стартер не крутит. Даже ключом не могу провернуть коленвал. В чем может быть дело? Подскажите, кто знает!

Как лучше проворачивать коленвал при регулировке клапанов.

Машина ВАЗ 2107, 2004 г. Загорелась лампочка давления масла, начал сбрасывать скорость что бы остановиться. Затем услышал металлический стук в районе 4 цилиндра. Притянули меня на .

Где находится находится метка на коленвале ваз 2107, троечный двигатель 1.5.

Интересное кино, но одна только мысль приходит в голову-кто то завёл ваше авто во время пока вы по делам, и мотор заклинило работая без масла.

Всё будет хорошо!

Или вариант от «pavlodubina5». Или на передаче стоит машина и под колёсами упоры.
В обратную сторону пытались крутить коленвал? Если не крутится — это одни причины, а если крутится то — другие.

Всё будет хорошо!

Похоже получился какой-то форс-мажор в вашем двигателе и теперь он не желает проворачиваться. Значит придётся делать разборку и выяснять причину.

На морозе конечно такие работы лучше не делать. Надо отбуксировать автомобиль в тёплый гараж и там можно будет докопаться до причины заклинивания двигателя. Хорошо если в гараже имеется смотровая яма, тогда легче будет проводить ремонт мотора.

Снизу подставляете ёмкость и открутив сливную пробку, спускаете масло из двигателя. Пока оно там сливается, вы открыв капот начинаете вскрывать двигатель.

Если карбюраторный, то снимаете крышку воздушного фильтра, убираете сам фильтр, откручиваете 4 гайки крепления корпуса фильтра и убираете этот корпус. При откручивании гаек аккуратнее снимайте их чтобы не упали в карбюратор, а то они могут пролететь насквозь во впускной коллектор и оттуда их засосёт потом в камеру сгорания, что может привести к нехорошим последствиям (как минимум может пробить поршень, как максимум снова заклинит мотор). Можно перед откручиванием гаек сначала закрыть карбюратор чистой ветошью. Там к корпусу фильтра ещё прикреплён шланг сапуна, его тоже отсоедините иначе всё это будет мешать при снятии клапанной крышки. И тросик газа тоже придётся отсоединить от карбюратора и убрать его в сторону. Ещё там остаётся шланг вакуумного усилителя тормозов, тоже проходит над крышкой клапанов, но тут зависит от его длины, может и не помешает при снятии крышки, если коротковат и слишком прижат, тогда придётся и его снять.

Если же мотор инжекторный, тогда немного другие подготовительные работы сверху в моторном отсеке. Надо ослабить хомуты воздуховода на воздушном фильтре и на дроссельном узле, убрать его. Убрать шланг сапуна, шланг ВУТа и отсоединить трос «газа».

Читайте также  Для чего нужна турбина в дизельном двигателе?

Дальше одинаковая работа для обеих вариантов двигателя. Трубочкой на 10 или воротком с головкой на 10, откручивайте гайки по периметру крышки клапанов. Старайтесь и эти гайки не растерять вместе с фасонными шайбами которые под этими гайками

Открыв крышку клапанов осмотрите цепь и можно фонарём посветить вдоль цепи вниз, не порвана ли она и не провисает ли из-за поломки натяжителя.

Если вы видите что цепь цела и натянута, тогда вывернув свечи зажигания, попробуйте ещё раз провернуть колен/вал за гайку шкива вперёд. Если вперёд, по часовой стрелке сопротивляется, тогда можно попробовать крутить против часовой стрелки.

Если прокрута не получается, тогда следующий этап — придётся снимать цепь. Отвёрткой или зубилом отгибайте шайбу фиксирующую болт крепления звезды распредвала. На 17 накидным ключом или головкой на 17, ослабляйте болт. Потом надо ослабить или убрать натяжитель башмака цепи (зависит от конструкции натяжителя, если классический механический стоит, то его лучше убрать открутив два болтика).
Цепь ослабла, открутить болт звезды распредвала

Теперь вам желателен помощник, так как один будет держать звезду с цепью, а другой должен прокручивать колен/вал. В какую-нибудь сторону он должен крутиться. Если этого не происходит, тогда очень большое подозрение на проворот шатунного или коренного вкладыша.

Звезду с цепью привязывайте сверху пусть пока она повисит или собственно говоря можно её прицепить на место пока и закрепить болтом и даже натяжитель водрузить на место, чтобы эти комплектующие не растерялись..

Спускайтесь вниз в смотровую яму. Закручиваете спускной болт на поддоне, тазик с отработкой в сторону. Убирайте защиту двигателя если таковая имеется.
Дальше надо приподнять двигатель иначе поддон не снимется. Для этого есть два способа. Вначале надо слева и справа открутить по две гайки на подушках крепления двигателя. Потом поднять двигатель, либо сверху привязав его к брусу и приподнять тельфером или полиспасом, или накачанные друзья будут за этот брус поднимать. Мне нравится другой способ более доступный даже для одного человека. Надо только иметь гидравлический домкрат. Через доску домкратом приподнимать мотор в районе коробки передач и сцепления, в общем подставлять там где не замнётся.
Откручиваете болты крепления картера, их 19 штук. Вытаскивая болты, не растеряйте шайбы.

Открутив все болты, снимайте поддон, расшевелите его, он наверняка прилипший. После того как он отпрыгнет от блока цилиндров, вот теперь можно помаленьку поднимать двигатель. Немного домкратом приподнял, пробуем вытащить поддон, если не выходит, можно ещё мотор приподнять.

Когда поддон снимется, увидите коленвал с шатунами. руками пошевелите каждый шатун. Когда всё в порядке, он малость шевелится в продольном положении оси. Если проворот вкладыша на каком-то из них, то шевелится он не будет — заклинен.

Если окажется что все шатунные свободны, значит провернуло коренной. Ну тут если глазами не увидите, то придётся по очереди откручивать пять штук бугелей и осматривать. Когда найдёте виновника, тогда надо осматривать шейку колена на предмет — нет ли задиров и делать замер износа диаметра шейки. Если повезёт, то может обойдётесь только заменой вкладышей (мне встречался такой вариант, когда вкладыш коренной провернуло, но шейка колен/вала не пострадала).

Ну вот собственно и всё. Остальное, как говориться сборка — в обратном порядке.