Как проверить шатуны на изгиб своими руками?

Последовательность дефектации и составление дефектовочной ведомости

Последовательность дефектации

Оси отверстий нижней и верхней головок шатуна должны лежать в одной плоскости и быть параллельными друг другу.

Допускаемые отклонения положений осей шатуна на 100 мм длины шатуна: при изгибе — 0,4 мм, а при скручивании — 0,6 мм.

Очень важными операциями при ремонте шатунов автомобильных двигателей являются проверка шатунов на прямолинейность, скрученность и наличие двойного изгиба, рисунок 4, а также правка шатунов в случае необходимости.

а — двойной изгиб; б — изгиб; в — скрученность

Рисунок 4 — Схема различных деформаций шатунов

Проверку шатунов в процессе ремонта, как правило, проводят 3 раза. После соединения поршня с шатуном проводят четвертую проверку для установления правильности сборки.

Первый раз проверяют отремонтированный шатун перед запрессовкой втулки в верхнюю головку и до заливки баббитом установки вкладышей нижней головки.

Второй раз проверяют шатун после запрессовки и подгонки по поршневому пальцу втулки верхней головки.

Третий раз шатун проверяют уже после заливки и растачивания нижней головки установки вкладышей.

Правка шатунов

Правку шатунов проводят 2 раза.

Первую правку выполняют после первой проверки, вторую правку — после второй проверки, но только в том случае, если погнутость или скрученность не будет превышать 0,3 мм на 100 мм длины шатуна. Если после второй проверки будет установлено отклонение более 0,3 мм, то в этом случае шатун не правят, а заменяют втулку.

При исправлении погнутости или скрученности и для предохранения от повторной деформации шатуна во время работы его следует перегибать несколько больше, чем это необходимо, а затем уже доводить до нормы, изгибая его в обратную сторону.

В процессе работы выправленные шатуны вновь несколько деформируются в результате внутренних напряжений, создавшихся при правки. Для снятия этих напряжений выправленный шатун следует нагреть до 150-200 о С и выдержать его при этой температуре в течение 2-3 часов. В настоящей работе эта операция опущена.

Рисунок 5 — Контрольный палец с конусом для проверки шатунов без втулок

План составление деффектационной ведомости

1) Заготовить в рабочих тетрадях журнал

2) Собрать шатун с крышкой, положив на каждую сторону по однойпрокладки, затянуть гайки шатунных болтов.

3) Проверить шатун на прямолинейность и в случае необходимостивыправить его, рисунок 6.

Рисунок 6 — Проверка шатуна на прямолинейность

Проверка шатуна на прямолинейность проводится следующим образом:

а) вставить в верхнюю головку шатуна конусный палец и затянуть егоключом;

б) надеть нижнюю головку шатуна на разжимной палец прибора и закрепить шатун в вертикальном положении;

в) поставить на конусный палец контрольную призму так, чтобы проверочные штыри, хотя бы один, вошли в соприкосновение с плитой прибора;

г) при погнутости шатуна верхний проверочный штырь или нижний, один или оба, не будет касаться плиты. В этом случае замерить щупом величину просвета и результат записать в журнал;

д) если величина просвета окажется больше нормы, то шатун следует с прибора снять и выправить на приспособлении, рисунок 7;

е) вторично проверить шатун на приборе и в случае необходимости правку продолжить.

Рисунок 7 — Исправление изгиба шатуна

Проверить шатун на скручивание производится следующим образом:

а) проверить одновременность касания плиты прибора обоими нижними проверочными штырями и, если будет обнаружен просвет у одного из них, щупом за одного из них, щупом замерить его величину и результат записать в журнал;

б) если величина просвета больше нормы, то, не снимая шатун с прибора, выправить его приспособлением, рисунок 8;

в) вторично проверить шатун и в случае необходимости правку продолжить.

По окончании правки вынуть из верхней головки шатуна конусный палец.

Рисунок 8 — Исправление скрученного шатуна

Проверка шатуна на двойной изгиб производится следующим образом:

а) установить и укрепить винтом шатун на раздвижном пальце прибора в вертикальном положении;

б) подвести ограничитель 4 к нижней головке шатуна и закрепить еговинтом;

в) замерить глубиномером расстояние между наружным торцом верхней головки шатуна и проверочной плитой;

г) снять шатун с прибора, повернуть вокруг его оси на 180° и снова укрепить на разжимном пальце прибора так, чтобы нижняя головка вошла всоприкосновение с ограничителем;

д) вторично замерить зазор между наружным торцом верхней головкишатуна и плитой;

е) если разница в двух измерениях окажется более 1 мм, то выправить шатун на гидравлическом прессе, после чего вторично проверить на двойной изгиб; по окончании работы снять шатун с прибора.

1- микрометрический глубиномер; 2 — раздвижной палец; 3 — винт; 4 ограничитель; 5- стопорный винт ограничителя.

Рисунок 9 — Проверка шатуна на двойной изгиб

Дефектовка шатунов

При разборке и ремонте двигателя механики редко обращают внимание на шатуны, полагая, что с ними ничего случиться не может. Однако это не так: выход из строя шатунов может привести к тяжёлым последствиям, вплоть до разрушения мотора. Итак, на что надо обратить внимание.

Дефект 1. Износ и задиры на рабочей поверхности нижней головки шатуна.

  • Длительная работа двигателя.
  • Работа двигателя с недостаточным уровнем масла в картере или малым давлением.
  • Работа двигателя на некачественном и грязном масле.
  • Разжижение масла в результате сильного перегрева или попадания в масло топлива (бензина или дизтоплива).
  • Работа двигателя с засорённым масляным фильтром.

Примечание.
Указанные причины непосредственно на шатуны не влияют. Но они приводят к износу шатунных шеек коленвала и шатунных вкладышей, а это, в свою очередь, вызывает повышенные нагрузки на нижнюю головку шатуна. В критических случаях шатунные вкладыши могут провернуться в нижней головке шатуна. Всё вышесказанное ведёт к нарушению геометрии нижней головки шатуна. Проверку размеров шатуна следует выполнятьтак: ставим на место нижнюю крышку шатуна и затягиваем крепёжные болты предписанным моментом. С помощью индикаторного нутромера промеряем нижнюю головку в разных плоскостях и сравниваем полученные данные с размерами, предписанными производителем. Если полученный размер выходит за пределы указанных допусков, то нижнюю головку шатуна необходимо отремонтировать.
N.B. Крышки шатунов не взаимозаменяемы.

  • Ремонт нижней головки шатуна. В некоторых случаях — замена шатунов. Проверка системы смазки, масляного насоса и при необходимости ремонт или замена масляного насоса. Чистка, промывка и продувка масляных каналов блока цилиндров и коленчатого вала. Следует применять моторное масло надлежащего качества и регулярно, в предписанные производителем сроки, менять моторное масло и фильтр. Проверка и при необходимости ремонт системы охлаждения. Проверка и при необходимости ремонт системы питания.

Дефект 2. Износ и задиры рабочей поверхности верхней головки шатуна.

  • Длительная работа двигателя.
  • Работа двигателя с недостаточным уровнем масла в картере или малым давлением.
  • Работа двигателя на некачественном и грязном масле.
  • Разжижение масла в результате сильного перегрева или попадания в масло топлива (бензина или дизтоплива).
  • Работа двигателя с засорённым масляным фильтром.
  • Засорение масляных каналов в теле шатуна.
  • Неправильная установка втулки верхней головки шатуна.
  • Несоблюдение натяга при установке поршневого пальца в верхнюю головку шатуна (только для шатунов с прессовой посадкой поршневого пальца).

Примечание.
Вышеперечисленные причины актуальны для шатунов с плавающей посадкой поршневого пальца, то есть на те, где в верхнюю головку установлена втулка под поршневой палец.
N.B. При ремонте нижней головки шатуна и замене втулки верхней головки шатуна обязательно обеспечение одинакового межосевого расстояния между верхней и нижней головкой на всех шатунах.

  • Ремонт верхней головки шатуна путем установки новой втулки. В некоторых случаях — замена шатунов. Для шатунов с прессовой посадкой пальца — замена шатунов! Проверка системы смазки, масляного насоса и при необходимости ремонт или замена масляного насоса. Чистка, промывка и продувка масляных каналов блока цилиндров и коленчатого вала. Следует применять моторное масло надлежащего качества и регулярно, в предписанные производителем сроки, менять моторное масло и фильтр. Проверка системы охлаждения и при необходимости её ремонт. Проверка и при необходимости ремонт системы питания.

Дефект 3. Изгиб и скручивание стержня шатуна.

  • Большой пробег двигателя.
  • Гидроудар или попадание каких-либо предметов в цилиндры двигателя.
  • Замена шатунов. При наличии подобных повреждений шатуны, как правило, не ремонтируются.

Примечание.
Для проверки деформации шатунов существуют специальные приспособления. Проверить геометрию шатунов можно на станке для расточки шатунов, а так же воспользовавшись лекальной линейкой или поверочной плитой.

Дефект 4. Износ или разрушение резьбы на болтах крепления нижних крышек шатунов.

  • Неправильная затяжка крепёжных болтов.
  • Перегрев двигателя.
  • «Стук» шатунных подшипников.
  • Замена шатунных болтов и гаек. Строгое соблюдение предписанного момента затяжки.

Дефект 5. Разрушение резьбы в крепёжных отверстиях.

  • Неправильная затяжка крепёжных болтов.
  • Перегрев двигателя.
  • «Стук» шатунных подшипников.
  • Изношенная или разрушенная резьба ремонту не подлежит. Замена шатуна.

Дефект 6. Трещины в шатуне.

  • Часть причин, приводящих к появлению трещин, перечислена выше, в пункте 1.
  • Гидроудар или попадание в цилиндр посторонних предметов.
  • При наличии трещин шатуны ремонту не подлежат.

Примечание:
Определить наличие трещин можно визуально. Но в большинстве случаев трещины в шатуне приводят к его разрушению во время работы, что ведёт к тяжелым последствиям для мотора, вплоть до его разрушения.

  1. После ремонта шатуны должны быть тщательно промыты и продуты сжатым воздухом для удаления загрязнений.
  2. При замене хотя бы одного шатуна необходимо взвесить его и путем снятия металла с приливов на нижней крышке и самом шатуне подогнать массу так, что бы разница в комплекте для одного мотора не превышала указаний завода-изготовителя. Как правило, данные показатели не должны превышать: для легковых двигателей — 4 г; для грузовых двигателей — 15 г.

Уважаемый посетитель! Мы не можем ответить лично каждому, но тем не менее никому не отказываем в консультации.
Для того, чтобы Вы могли самостоятельно (или с помощью ближайшего автосервиса) устранить неисправности дизеля, мы разработали ОнлайнДиагностику. Это интерактивное руководство, которое содержит все известные причины неисправностей дизельных двигателей и указывает пути достижения правильной работы конкретного двигателя.

Приглашаем вас воспользоваться ОнлайнДиагностикой прямо сейчас!

Оставить комментарий:

Ири́на Муцу́овна Хакама́да.:

Когда судьба подкидывает вам шанс, а вы, под давлением сложных обстоятельств или испугавшись своего непрофессионализма, от него отказываетесь, — вы упускаете мечту! Не надейтесь на свой или коллективный разум. Никакого разума не хватит просчитать все возможные последствия того или иного события.

Приспособление для дефектации шатуна в кривошипно-шатунном механизме трактора

Трейдинг криптовалют на полном автомате по криптосигналам. Сигналы из первых рук от мощного торгового робота и команды из реальных профессиональных трейдеров с опытом трейдинга более 7 лет. Удобная система мгновенных уведомлений о новых сигналах в Телеграмм. Сопровождение сделок и индивидуальная помощь каждому. Сигналы просты для понимания как для начинающих, так и для опытных трейдеров. Акция. Посетителям нашего сайта первый месяц абсолютно бесплатно .

Допускаемые отклонения положений осей шатуна на 100 мм длины шатуна: при изгибе — 0,4 мм, а при скручивании — 0,6 мм.

Очень важными операциями при ремонте шатунов автомобильных двигателей являются проверка шатунов на прямолинейность, скрученность и наличие двойного изгиба, рисунок 4, а также правка шатунов в случае необходимости.

а – двойной изгиб; б — изгиб; в — скрученность

Рисунок 4 — Схема различных деформаций шатунов

Проверку шатунов в процессе ремонта, как правило, проводят 3 раза. После соединения поршня с шатуном проводят четвертую проверку для установления правильности сборки.

Первый раз проверяют отремонтированный шатун перед запрессовкой втулки в верхнюю головку и до заливки баббитом установки вкладышей нижней головки.

Второй раз проверяют шатун после запрессовки и подгонки по поршневому пальцу втулки верхней головки.

Третий раз шатун проверяют уже после заливки и растачивания нижней головки установки вкладышей.

2.3.2 Правка шатунов

Правку шатунов проводят 2 раза.

Первую правку выполняют после первой проверки, вторую правку — после второй проверки, но только в том случае, если погнутость или скрученность не будет превышать 0,3 мм на 100 мм длины шатуна. Если после второй проверки будет установлено отклонение более 0,3 мм, то в этом случае шатун не правят, а заменяют втулку.

При исправлении погнутости или скрученности и для предохранения от повторной деформации шатуна во время работы его следует перегибать несколько больше, чем это необходимо, а затем уже доводить до нормы, изгибая его в обратную сторону.

В процессе работы выправленные шатуны вновь несколько деформируются в результате внутренних напряжений, создавшихся при правки. Для снятия этих напряжений выправленный шатун следует нагреть до 150-200 оС и выдержать его при этой температуре в течение 2-3 часов. В настоящей работе эта операция опущена.

Рисунок 5 — Контрольный палец с конусом для проверки шатунов без втулок

2.3.3 План составление деффектационной ведомости

1) Заготовить в рабочих тетрадях журнал

2) Собрать шатун с крышкой, положив на каждую сторону по одной контрольной прокладке, только для шатунов, имеющих регулировочные прокладки, затянуть гайки шатунных болтов.

3) Проверить шатун на прямолинейность и в случае необходимости выправить его, рисунок 6.

Рисунок 6 — Проверка шатуна на прямолинейность

Проверка шатуна на прямолинейность проводится следующим образом:

а) вставить в верхнюю головку шатуна конусный палец и затянуть его ключом;

б) надеть нижнюю головку шатуна на разжимной палец прибора и закрепить шатун в вертикальном положении;

в) поставить на конусный палец контрольную призму так, чтобы проверочные штыри, хотя бы один, вошли в соприкосновение с плитой прибора;

г) при погнутости шатуна верхний проверочный штырь или нижний, один или оба, не будет касаться плиты. В этом случае замерить щупом величину просвета и результат записать в журнал;

д) если величина просвета окажется больше нормы, то шатун следует с прибора снять и выправить на приспособлении, рисунок 7;

е) вторично проверить шатун на приборе и в случае необходимости правку продолжить.

Рисунок 7 — Исправление изгиба шатуна

Проверить шатун на скручивание производится следующим образом:

а) проверить одновременность касания плиты прибора обоими нижними проверочными штырями и, если будет обнаружен просвет у одного из них, щупом за одного из них, щупом замерить его величину и результат записать в журнал;

б) если величина просвета больше нормы, то, не снимая шатун с прибора, выправить его приспособлением, рисунок 8;

в) вторично проверить шатун и в случае необходимости правку продолжить.

По окончании правки вынуть из верхней головки шатуна конусный палец.

Рисунок 8 — Исправление скрученного шатуна

Проверка шатуна на двойной изгиб производится следующим образом:

а) установить и укрепить винтом шатун на раздвижном пальце прибора в вертикальном положении;

б) подвести ограничитель 4 к нижней головке шатуна и закрепить его винтом;

в) замерить глубиномером расстояние между наружным торцом верхней головки шатуна и проверочной плитой;

г) снять шатун с прибора, повернуть вокруг его оси на 180° и снова укрепить на разжимном пальце прибора так, чтобы нижняя головка вошла в соприкосновение с ограничителем;

д) вторично замерить зазор между наружным торцом верхней головки шатуна и плитой;

е) если разница в двух измерениях окажется более 1 мм, то выправить шатун на гидравлическом прессе, после чего вторично проверить на двойной изгиб; по окончании работы снять шатун с прибора.

1- микрометрический глубиномер; 2 — раздвижной палец; 3 — винт; 4 ограничитель; 5- стопорный винт ограничителя.

Рисунок 9 — Проверка шатуна на двойной изгиб

2.4 Расчет конструкции

2.4.1 Расчет болта на прочность

В нашем приспособлении наиболее слабым и уязвимым местом является резьбовое соединение, которое осуществляется резьбовыми крепежными деталями – болтом и гайкой. В данном случае применяется крепежная резьба диаметром 8 миллиметров шагом резьбы 1,5 или 2 миллиметра, обеспечивающая необходимую прочность соединения.

Подавляющее большинство болтов работает со значительной предварительной затяжкой. В результате затяжки болта в его поперечном сечении возникают продольная сила и крутящий момент. Таким образом, стержень болта испытывает растяжение и кручение. Резьба болта подвергается срезу, изгибу и смятию.

При стандартизации резьбовых изделий устанавливают высоту головок болтов и гаек, исходя из равнопрочности их со стержнем болта по резьбе. Поэтому для стандартных крепежных изделий, работающих при статических нагрузках, можно ограничиться расчетом по основному критерию работоспособности – прочности стержня болта при совместном действии растяжения и кручения.

Расчетную площадь, Sр, м2, болта, работающего на растяжение или растяжение и скручивание, принимают по расчетному сечению диаметром dр ≈ d – 0,9Р. Болт рассчитывают только на растяжение, а влияние кручения, возникающего при затяжке, учитывают коэффициентом, kзат, значение которого зависит от соотношения параметров резьбы d1, d2, ψ и приведенного угла трения ρ/.

При расчетах для метрической резьбы можно принимать kзат=1,3.

В нашем случае болт поставлен в отверстие с зазором и затянут так, чтобы сила трения, возникающая между поверхностями поверочной плиты, шатуна и крепежной пластины, обеспечивала нормальную работу соединения без относительного смещения деталей.

Как точно,быстро и доступно проверить гнутый шатун с двигателя автомобиля (мотоцикла)?

KOMMENTARE • 0

век живешь — век учись!

Нижняя шейка шатуна служит ещё и для центровки шатуна между щеками коленвала, а вы её наждаком трёте.

Спасибо дед. ти мне памог. Лайк

Молодец старик вот они настоящие мастера

Дедушка плоскости выровнял, а оси остались искривлённые. Соосность надо равнять изгибом. А дедушкин метод это грубая диагностика шкуркой. Можно и на стекле.

а если шатун крывой то стук будеть !? или он из чего то другого появляеться?

Стук не появится. из-за кривизны шатуна палец выдавит вбок и начнет им шкрябать о стенку цилиндра. У меня во втором цилиндре на стенке 2 борозды от пальца милиметров 4 глубиной от пальца появилось.Но и шатун видно что кривой на глаз.Хотя и компрессия была 9 в этом цилиндре.Просто начал жрать масло.

Будет дитон, от попадания масла в камеру сгорания. Если сильно гнутый.

Это типа как попросить 1 кг колбасы, а отрежут 25 см.
Отверстия шатуна изготавливаются за одну установку и особо не важно че там параллельно или нет верх с низом.

Спасибо тебе дедушка.

а если с одной стороны наблюдается зазор, а с другой— нету, то тоже гнутый?

я такое первый раз вижу причём тут плоскость шейки когда соосность обеспечивает зазор в вкладышах относительно шпг, палец поршня и наконец кольца.

Александр, спасибо за видео!

лайк за дедушку, здоровья ему.

Гендольф Серый и долгих лет

неправильно! на видео показано определение паралельности привалочных плоскостей и стояния в одной плоскости. проверять нужно не это! нужно проверять паралельность отверстия нижней и верхней головок шатуна, после проверки паралельности осей проверяют нахождение осей в одной плоскости. к сожалению дизлайк.

+витек рыбин дед сделал так, как он сделал. от безвыходности. потомучто для точного определения размеров шатуна и соосностей его головок не имеет приспособ. ты лучше деду вопрос задай прав я или нет. уверен на сто про что дед с моим коментом полностью согласен. то что он показал имеет место жить, только это не достоверно!

Вот сними видос и покажи «как надо». Дед все правильно сделал.

Далеко не факт что поверхность отфрезерована ровно, относительно отверстия под палец и шейку. Особенно на русских деталях. Я бы такому способу не доверял.

Александр,спасибо Вам за видео. Удачи,добра и мира Вам и Вашим близким.

Этот «дедушка» еще не одно поколение научит. Александр, батька у Вас МОЛОДЕЦ! Грамотный подход и исключительное решение проблемы с подробным анализом. В чем то пытаюсь подсказать Вам по диагностике и автоэлектрике. Но в числе комментов мой теряется. Но я впитываю опыт того, чем никогда не занимался. И это мне помогает для определения тех же пропусков зажигания — зачем менять форсунку или катушку? достаточно иметь знание по ДВС (утрированно) для обозначения примерной механической неисправности.

А если шатун согнут в другой плоскости (перпендикулярной оси пальца)? Для таких целей есть спец. станки, которыми растачивают верхнюю головку. На станке выставляется межцентровое расстояние между верхней и нижней осями, естественно соблюдая параллельность осей. И еще, я не видел ни разу как вы подгоняете по весу шатуны, поршня, короче весь кшм?

а где покупали идеально-точную мраморную плиту ?

«идеально-точную» может быть обычное стекло.Точнее не будет

шатуны проверяются по отверстиям нижней и верхней головок шатуна относительно друг к другу с погрешностью максимум 0.02,на специальной оснастке ,а плоскости шатуна не являются базой , так ,что трением по наждачке геометрию шатуна вы не определите.

+Александр Николаев ну это старый советский способ, грубый, но для таза сойдет.

А дым будет из сапуна идти при прогазовке сильной в таком случае?

бывает и такое, что поверхности идеально ровные, а отверстие под палец изначально расточено криво.

все хорошо, но поправьте если я неправ. имеет значение же паралельность рабочих поверхностей, т.е. втулки и посадочного места под вкладыш, которая весьма условно привязана к ровным плоскостям. При изготовлении же отверстия подгоняются после отливки , на координатном станке.

+Константин Жук да, для тазов

+Igor Diuzev Да, похоже этот метод сугубо для тазов. Много где верхняя головка шатуна заужается для уменьшения веса.

А что делать, когда боковые плоскости не параллельны? Я не знаю, как это делается у жигулей, но точно могу сказать, что не у всех машин одинаково :)))
Спорить не буду, возможно тут такой вариант и прокатывает, мне важна правда, по этому и хочу уточнить.

+Константин Жук при изготовлении шатуна боковые поверхности являются базовыми, то есть отлитую заготовку фрезеруют с боков и уже относительно этих плоскостей делают отверстие под палец и вкладыш, соответственно если эти плоскости не параллельны значит и отверстия не параллельны

+Константин Жук, абсолютно верно подмечено. Тоже хотел обратить на это внимание. Не те плоскости сравниваете :))) Тем более, что на разных машинах, они вообще разной ширины и формы.

ети поршня без холодильника камняные, 2 раза оплавлялись за год в одном и том же цилиндре. КУпил в итоге комплект нормальных с холодильником, проблема ушла!

Ребята кто знает подскажите, какой максимальный эллипс допускается для верхней головки шатуна?

+Kolya KNV вроде сотка, есть чем замерять ?

+Kolya KNV эллипс в верхней головке шатуна не допускается вообще . иначе не будет определенного натяга поршневого пальца.

Саша, поправь если я не прав. Если шатун действительно гнутый, в какую либо из сторон, то на мой взгляд, притирочная плита не поможет. Она снимает поверхность по наруже, но дело в том, что если шатун гнутый, то отверстие в головке шатуна, уже имеет некий угл наклона. Если запараллелить головку шатуна и отверстие под палец в поршне, то они в любом случае будут не соосны. Я думаю, что, притирочная плита может только показать, что шатун гнутый. Если с одной его стороны снимается верх, а с другой стороны низ. Но она никак не сможет «выгнать» сделать головку шатуна параллельно соосной, относительно отверстия под палец поршня. Разубеди если я не прав. С уважением.

+Никита Родионов Притирочная плита нужна только для того чтобы определить гнутый шатун или нет.

+Никита Родионов естественно. никто и не говорил , что его трут чтобы починить . только для диагностики.

Правка шатунов

2.3.2 Правка шатунов

Правку шатунов проводят 2 раза.

Первую правку выполняют после первой проверки, вторую правку — после второй проверки, но только в том случае, если погнутость или скрученность не будет превышать 0,3 мм на 100 мм длины шатуна. Если после второй проверки будет установлено отклонение более 0,3 мм, то в этом случае шатун не правят, а заменяют втулку.

При исправлении погнутости или скрученности и для предохранения от повторной деформации шатуна во время работы его следует перегибать несколько больше, чем это необходимо, а затем уже доводить до нормы, изгибая его в обратную сторону.

В процессе работы выправленные шатуны вновь несколько деформируются в результате внутренних напряжений, создавшихся при правки. Для снятия этих напряжений выправленный шатун следует нагреть до 150-200 о С и выдержать его при этой температуре в течение 2-3 часов. В настоящей работе эта операция опущена.

Рисунок 5 — Контрольный палец с конусом для проверки шатунов без втулок

2.3.3 План составление деффектационной ведомости

1) Заготовить в рабочих тетрадях журнал

2) Собрать шатун с крышкой, положив на каждую сторону по одной
контрольной прокладке, только для шатунов, имеющих регулировочные
прокладки, затянуть гайки шатунных болтов.

3) Проверить шатун на прямолинейность и в случае необходимости
выправить его, рисунок 6.

Рисунок 6 — Проверка шатуна на прямолинейность

Проверка шатуна на прямолинейность проводится следующим образом:

а) вставить в верхнюю головку шатуна конусный палец и затянуть его
ключом;

б) надеть нижнюю головку шатуна на разжимной палец прибора и закрепить шатун в вертикальном положении;

в) поставить на конусный палец контрольную призму так, чтобы проверочные штыри, хотя бы один, вошли в соприкосновение с плитой прибора;

г) при погнутости шатуна верхний проверочный штырь или нижний, один или оба, не будет касаться плиты. В этом случае замерить щупом величину просвета и результат записать в журнал;

д) если величина просвета окажется больше нормы, то шатун следует с прибора снять и выправить на приспособлении, рисунок 7;

е) вторично проверить шатун на приборе и в случае необходимости правку продолжить.

Рисунок 7 — Исправление изгиба шатуна

Проверить шатун на скручивание производится следующим образом:

а) проверить одновременность касания плиты прибора обоими нижними проверочными штырями и, если будет обнаружен просвет у одного из них, щупом за одного из них, щупом замерить его величину и результат записать в журнал;

б) если величина просвета больше нормы, то, не снимая шатун с прибора, выправить его приспособлением, рисунок 8;

в) вторично проверить шатун и в случае необходимости правку продолжить.

По окончании правки вынуть из верхней головки шатуна конусный палец.

Рисунок 8 — Исправление скрученного шатуна

Проверка шатуна на двойной изгиб производится следующим образом:

а) установить и укрепить винтом шатун на раздвижном пальце прибора в вертикальном положении;

б) подвести ограничитель 4 к нижней головке шатуна и закрепить его
винтом;

в) замерить глубиномером расстояние между наружным торцом верхней головки шатуна и проверочной плитой;

г) снять шатун с прибора, повернуть вокруг его оси на 180° и снова укрепить на разжимном пальце прибора так, чтобы нижняя головка вошла в
соприкосновение с ограничителем;

д) вторично замерить зазор между наружным торцом верхней головки
шатуна и плитой;

е) если разница в двух измерениях окажется более 1 мм, то выправить шатун на гидравлическом прессе, после чего вторично проверить на двойной изгиб; по окончании работы снять шатун с прибора.

1- микрометрический глубиномер; 2 — раздвижной палец; 3 — винт; 4 ограничитель; 5- стопорный винт ограничителя.

Рисунок 9 — Проверка шатуна на двойной изгиб

2.4 Расчет конструкции

2.4.1 Расчет болта на прочность

В нашем приспособлении наиболее слабым и уязвимым местом является резьбовое соединение, которое осуществляется резьбовыми крепежными деталями – болтом и гайкой. В данном случае применяется крепежная резьба диаметром 8 миллиметров шагом резьбы 1,5 или 2 миллиметра, обеспечивающая необходимую прочность соединения.

Подавляющее большинство болтов работает со значительной предварительной затяжкой. В результате затяжки болта в его поперечном сечении возникают продольная сила и крутящий момент. Таким образом, стержень болта испытывает растяжение и кручение. Резьба болта подвергается срезу, изгибу и смятию.

При стандартизации резьбовых изделий устанавливают высоту головок болтов и гаек, исходя из равнопрочности их со стержнем болта по резьбе. Поэтому для стандартных крепежных изделий, работающих при статических нагрузках, можно ограничиться расчетом по основному критерию работоспособности – прочности стержня болта при совместном действии растяжения и кручения.

Расчетную площадь, Sр, м 2 , болта, работающего на растяжение или растяжение и скручивание, принимают по расчетному сечению диаметром dр ≈ d – 0,9Р. Болт рассчитывают только на растяжение, а влияние кручения, возникающего при затяжке, учитывают коэффициентом, kзат, значение которого зависит от соотношения параметров резьбы d1, d2, ψ и приведенного угла трения ρ / .

При расчетах для метрической резьбы можно принимать kзат=1,3.

В нашем случае болт поставлен в отверстие с зазором и затянут так, чтобы сила трения, возникающая между поверхностями поверочной плиты, шатуна и крепежной пластины, обеспечивала нормальную работу соединения без относительного смещения деталей.

В этом случае 4

или и, следовательно,

(2.1)

где F3 – сила затяжки болта, Н,

K=1,2 – 1,5 – коэффициент запаса от взаимного сдвига детали, /4/

Q = 500 ньютонов – сила сдвига, в данном случае она принимается равной средней силе руки человека,

f =0,15 – коэффициент трения между поверхностями соединяемых деталей /4/

Такой болт работает на растяжение и кручение. Учитывая работу болта на кручение коэффициентом затяжки kзат=1,3, получаем следующую расчетную зависимость:

Используя данную зависимость, мы можем определить расчетное напряжение по следующей формуле 5:

где kзат=1,3 – коэффициент затяжки,

Q – сила сдвига, кПа,

z – число болтов,

dp = 8 – расчетный диаметр, мм.

Здесь расчетное напряжение обозначено σэкв, МПа, так как оно учитывает совместное влияние нормальных напряжений от растяжения болта и касательных напряжений, возникающих при его кручении.

Подставив полученные значения в формулу 5, получим следующее выражение:

Расчетное напряжение на болт не превышает допустимых напряжений, значит использование болта диаметром 8 миллиметров для закрепления шатуна допустимо.