Как правильно пользоваться нагрузочной вилкой для аккумуляторов?
Как правильно проверить аккумулятор нагрузочной вилкой
Аккумуляторная батарея обеспечивает надежный запуск автомобиля и бесперебойную работу всех электрических систем. Для надежной эксплуатации устройства необходимо регулярно контролировать уровень заряда. В арсенале каждого автомобилиста для этой цели должна присутствовать нагрузочная вилка.
- Нагрузочная вилка: назначение и конструкция
- Назначение
- Как устроена нагрузочная вилка
- Как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой
- Подготовка к тестированию АКБ
- Алгоритм проверки без нагрузки
- Обследование с нагрузкой
- Популярные модели
Нагрузочная вилка: назначение и конструкция
Нагрузочная вилка – очень простой и полезный прибор, который можно приобрести в каждом магазине запасных частей и аксессуаров для автомобиля или сделать самостоятельно.
Назначение
Нагрузочная вилка применяется для диагностики автомобильного аккумулятора. Устройства бывают:
- обычные, которые используют для проверки АКБ напряжением 12 вольт;
- универсальные, с их помощью можно тестировать накопители напряжением 24 вольта.
Проверка АКБ нагрузочной вилкой позволяет точно и своевременно контролировать состояние батареи: уровень ее заряда и работоспособность в целом.
Справка. Этот метод измерения заряда источника энергии самый точный из всех существующих.
С помощью высокочастотного вольтметра нагрузочной вилки можно проверить исправность генератора транспортного средства.
Внимание! Чтобы не стать жертвой недобросовестного продавца, при покупке автомобиля на вторичном рынке надо обязательно провести проверку аккумулятора нагрузочной вилкой.
Как устроена нагрузочная вилка
Существует большое разнообразие моделей этого измерительного прибора. Они различаются наличием дополнительных узлов и количеством функций.
Обычная вилка для проверки аккумулятора состоит из следующих основных деталей:
- Металлического корпуса.
- Цифрового или аналогового вольтметра.
- Одного или двух резисторов, создающих нагрузку и выполненных в форме спирали.
- Толстого провода с клеммой типа «крокодил», который присоединен к положительному выходу.
- Металлического штыря или щупа, который подключен к отрицательному выходу.
На задней стенке прибора находятся специальные гайки. Они предназначены для подключения нагрузочных резисторов. Для тестирования аккумулятора автомобиля маленькой емкости подключают одну спираль, в противном случае используют оба сопротивления.
Справка. Возможности нагрузочной вилки резко возрастают, если в ее состав включен амперметр. Такие модели позволяют измерять большое количество самых разных параметров и характеристик электрической части автомобиля.
Как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой
Правильно проверить заряженность батареи прибором довольно просто, при желании эту процедуру сможет освоить каждый автолюбитель. Главное выполнить ряд условий и следовать инструкции. Проверка состояния источника питания осуществляется в два этапа: без нагрузки и под нагрузкой.
Подготовка к тестированию АКБ
Чтобы получить корректные результаты, надо обязательно выполнить следующие требования:
- Прибор переносной. Организовать снятие показаний можно и под капотом автомобиля, не вынимая аккумулятор. Главное соблюсти температурный режим: измерение должно проходить при температуре +20ºС – +25ºС. В противном случае, устройство придется перенести в отапливаемое помещение. Холодный аккумулятор проверять нельзя.
- Источник питания надо отсоединить от автомобиля.
- После последней работы двигателя должно пройти как можно больше времени, но не менее семи часов. Удобно делать измерения после ночного перерыва.
- У обслуживаемого АКБ пробки необходимо открутить.
- Следует проверить уровень электролита, при необходимости требуется пополнить дистиллированной водой.
- Клеммы АКБ должны быть чистыми, без следов коррозии и окисления.
Алгоритм проверки без нагрузки
Выполнив выше перечисленные условия, можно приступить к тестированию. Название первого метода говорит само за себя: снятие показаний происходит без включения сопротивления:
- положительный вывод нагрузочной вилки – кабель с клеммой – присоединяется к плюсу аккумулятора;
- щуп – отрицательный вывод прибора – касается минуса АКБ;
- по табло или шкале вольтметра фиксируют уровень напряжения;
- по таблице определяют уровень заряда.
Таблица соответствия напряжения батареи на холостом ходу степени ее заряда выглядит следующим образом:
Значение напряжение, Вольт | 12,6–12,9 | 12,3-12,6 | 12,1-12,3 | 11,8-12,1 | 11,5-11,8 |
Заряд, % | 100 | 75 | 50 | 25 |
Обследование с нагрузкой
Проверка с нагрузкой применяется только для устройств, показавших стопроцентный заряд на первом этапе и довольно редко, поскольку может навредить аккумулятору.
Выполняются следующие действия:
- на основании инструкции по эксплуатации прибора подключается нагрузка;
- как и в первом случае, нагрузочная вилка подключается к клеммам источника энергии: плюс к плюсу, минус к минусу;
Внимание! При касании щупом полюса АКБ происходит сильное искрение, так как в месте соединения протекает ток большой величины. Это нормальное явление.
- показания при проверке под нагрузкой снимаются на пятой секунде, вилку необходимо немедленно отключить;
- если аккумулятор исправен и уровень его заряда больше половины, значение напряжения должно превышать 9 вольт.
Если показания меньше необходимого, надо повторить эксперимент после полного заряда накопителя. Отсутствие изменений говорит о неисправности устройства. АКБ следует утилизировать.
Оценить степень заряженности можно по таблице соответствия:
Рекомендации как пользоваться нагрузочной вилкой для аккумулятора
Часто возникает ситуация, при которой поворот ключа зажигания авто не дает никаких результатов, машина просто не заводится. Частой причиной такой ситуации является севшая аккумуляторная батарея, которая является главным элементом цепи электропитания транспорта.
Но, что делать, если аккумулятор был недавно приобретен, и не мог так быстро выйти из строя? Для проверки батареи и установления неисправности, на помощь придет специальное устройство, о нём и пойдёт речь. В данной статье мы расскажем вам, как пользоваться нагрузочной вилкой для аккумулятора .
Принцип работы
Нагрузочная вилка – это специальный прибор, который оценивает общую работоспособность автомобильного аккумулятора, а также контролирует напряжение в местах выхода под нагрузкой, при разомкнутой цепи. По сути – это тестер для аккумулятора. Нагрузочная вилка, зачастую, незаменима при ремонте электрики автомобиля, поэтому рекомендуем вам изучить данную статью, и взять себе на вооружение это техническое средство.
Основной функцией данного прибора – это контроль напряжения. Измерения могут проводиться как при разомкнутой цепи, так и при аккумуляторе под нагрузкой. Наряду с этим, он определяет еще ряд параметров, а именно:
- ресурс аккумуляторной батареи;
- сохранность резервов электроэнергии АКБ;
- степень заряда аккумулятора;
- выходное напряжение, выдаваемое генератором;
- наличие замыкания между пластинами источника питания;
- сульфацию пластин и другие параметры АКБ.
Нагрузочная вилка, при замерах, создает такую же нагрузку, как и при работе электрической цепи.
Как правильно проверить аккумулятор?
Замер показаний тестером состоит из двух этапов. Первоначально измеряются показания вольтметра без нагрузочного сопротивления. На втором этапе, нагрузочное сопротивление включается. Полученные результаты сравниваются, и на их основании делается вывод о состоянии аккумулятора.
Перед тем, как приступить к замерам аккумулятора этим прибором, внимательно ознакомьтесь с некоторыми правилами:
- Двигатель не должен работать как минимум 6 часов перед проверкой. Лучше всего снимать показания после того, как машина простояла ночь в гараже (на улице).
- Уровень электролита должен быть в норме. Это касается каждой банки. Если его уровень ниже нормы, доведите до нормы, путем добавления дистиллированной воды.
- Плотность электролита должна быть в пределах 1,27 гр/см3 при умеренном климате и в пределах 1,34 гр/см3 в условиях пониженной температуры (мороза)
- Все пробки батареи должны быть плотно закручены.
- Не подключайте измерительную вилку к АКБ более, чем на 10 секунд – это может вывести ее из строя.
- Клеммы аккумулятора должны быть полностью очищены от окиси.
- Для легкового авто подойдет использование одной спирали сопротивления, так как аккумуляторы таких машин небольшой емкости. Для АКБ грузовых авто и спецтехники придется использовать две спирали сопротивления, так как батареи в таком транспорте повышенной емкости, не 12v а 24v.
Измерение под нагрузкой
Правильная проверка аккумулятора осуществляется двумя способами: без нагрузки и с нагрузкой. Изначально рассмотрим вариант с нагрузкой.
Измерять данным способом показания, можно только в случае неполной (75% и ниже) зарядки аккумулятора. Частое измерение таким способом негативным образом влияет на состояние батареи, поэтому не рекомендуется проводить его часто. Проверка АКБ под нагрузкой дает информацию об общей исправности источника питания.
Порядок действий выглядит следующим образом:
- В заглушенной машине включите на несколько минут фары, затем отключите их и через пару минут можно приступать к снятию измерений.
- Подсоедините минусовой провод к клемме «минус» на аккумуляторе, а плюсовой с подсоединенным правым электродом – к клемме «плюс» на 5-7 секунд, за время которых вы должны определить значение, которое показал вольтметр.
- Сравните показания с таблицей, приведенной внизу данной статьи.
Важно! При снятии замеров, непременно произойдет нагревание штекера, поэтому повторное снятие показаний возможно только через 10-15 минут. Также, при контакте электрода с клеммой появятся искры – это тоже нормальное явление, которого не стоит опасаться.
Проверка АКБ без нагрузки
Очень полезная процедура, которая поможет автолюбителю определить, нужна батареи подзарядка или нет, причем это можно сделать в любом месте.
Порядок действий следующий:
- Включите на 3-5 минут фары автомобиля на ближнем свете, после чего выключите их и подождите 1-2 минуты.
- К предварительно очищенным клеммам АКБ подсоединяется прибор, при правильном сочетании полярности. Минусовой провод – к клемме «минус» на батареи, а плюсовым проводом с подсоединенным к нему электродом (левым) – к клемме «плюс».
- Запоминаем показания и сравниваем их с таблицей, описанной ниже.
Данный способ помогает с легкостью определить уровень заряда батареи вашего авто, главное – не перепутать полярность подсоединения нагрузочной вилки к клеммам источника питания.
Таблица показаний прибора и их расшифровка
Уровень заряда аккумулятора | Показания вольтметра при нагрузке (Вольт) | Показания вольтметра без нагрузки (Вольт) |
100 % | 10,2 | 12,7 и более |
75 % | 9,6 | 12,5 |
50 % | 9,1 | 12,3 |
25 % | 8,4 | 12,1 |
0 % (полностью разряжен) | 7,8 и меньше | 11,9 и меньше |
Внимание! Если напряжение батареи быстро падает – это означает, что в ней имеется определенный дефект, то есть она попросту неисправна.
Из данной таблицы следует:
- 100% заряд батареи свидетельствует о ее стабильной работе, подзаряжать не нужно. Можно проверить плотность электролита гидрометром. АКБ полностью исправен.
- 75% заряда АКБ свидетельствует о стабильности ее работы (если цифровые значения не «скачут»). Аккумулятор может стабильно работать, но необходимо его подзарядить.
- 50% заряд аккумулятора свидетельствует о его разрядке или нестабильной работе. Проверьте плотность электролита, если значение выше 1,27 гр/см3 – скорее всего, неисправна одна или несколько ячеек АКБ; ниже 1,27 гр/см3 – подзарядите батарею, после чего произведите замеры. Если значения не изменились, возможна потеря активного материала или сульфатация. АКБ требует ремонта или замены.
- 25% уровень заряда может свидетельствовать как о сильной разрядке, так и о неисправности. Для быстрой проверки прибор, затем посмотрите реакцию вольтметра. Если уровень напряжения возвращается к уровню без нагрузки в течение нескольких секунд, возможна неисправность аккумулятора. Если возврат уровня напряжения происходит медленно, значит, АКБ сильно разряжен и требует операций по восстановлению заряда.
- 0% уровень заряда аккумулятора свидетельствует о полной разрядке или неисправности источника питания. Зарядите его и снимите замер еще раз, если результат не изменился, то есть, нагрузочная вилка показывает значение 7,8 Вольт и меньше при нагрузке или 11,9 Вольт без нагрузки, то ваш АКБ неисправен;
Внимание! При показаниях в 100 % без нагрузки, а при подключении под нагрузкой, показания отклоняются от нормы (например, нагрузочная вилка показывает 50 % или 25 % заряда) – это свидетельствует о сульфатации или коротком замыкании между пластинами.
Одной из причин по которой аккумулятор не получает полноценный заряд, является некорректная работа генератора. Проверить его работоспособность довольно просто, при помощи нагрузочной вилки.
Для этого нужно завести автомобиль и при работающем двигателе, включенных фарах и отопительных приборах, произвести замер на клеймах. Показания при проверке свидетельствуют о следующем:
- 13,7 Вольт и ниже – недостаточный заряд. Причины: замыкание на массу обмоток статора или ротор; межвитковое замыкание; неисправность диодного моста; неисправно реле регулятора.
- 13,7-14,5 Вольт – это нормальная работа генератора, неисправности не выявлены.
- 14,5 Вольт и выше – идет перезаряд. Генератор неисправен.
Полезное видео
Подробная видеоинструкция по использованию нагрузочной вилки
Заключение
Из данной статьи вы узнали, как правильно измерить напряжение источника питания автомобиля, в нашем случае – это аккумулятор. Если результат замеров показал отрицательные результаты (50 %, 25 % или менее), не стоит расстраиваться и бежать в магазин за новой АКБ. Зарядите батарею полностью и измерьте показания еще раз. Показания не изменились – покупка нового источника питания неизбежна.
Нагрузочная вилка — как проверить аккумулятор правильно
Для того чтобы иметь в своём автомобиле исправный аккумулятор и рассчитывать на его многолетнюю службу, необходимо своевременно уметь его обслуживать. Одной из работ, связанных с его профилактическим обслуживанием, является проверка его при помощи нагрузочной вилки. Рассмотрим далее, как выполняются такие работы и что необходимо учесть при этом.
Что такое нагрузочная вилка и для чего она предназначена
Чтобы понять принцип работы нагрузочной вилки, необходимо знать, для чего она нужна. Это специальный прибор, задача которого протестировать заряд аккумулятора как источника питания в различных режимах. За сравнительно небольшую плату его можно приобрести в любом из автомобильных магазинов.
Теперь посмотрим, из чего складывается конструкция этого тестера:
- корпус для защиты всего механизма;
- вольтметр для замеров напряжения;
- пара щупов для подключения прибора с АКБ;
- спираль сопротивления, выполненная из листовой стали.
В целом, конструкция у разных моделей вилок принципиально одна и та же, но могут иметься небольшие отличия. Толстый провод обычно подводится к «плюсу», а «минус» закреплён на специальном кронштейне на задней крышке корпуса. Чтобы иметь возможность контролировать батареи с небольшой ёмкостью, достаточно одной спирали сопротивления, а более мощные АКБ тестируются приборами с парой спиралей. Желательно изучить мануал по эксплуатации, прежде чем приступать к тестированию устройства.
В каких случаях АКБ проверяется с помощью нагрузочной вилки
Этот тестер наверняка будет полезным тем автолюбителям, которые хотят продлить эксплуатационный ресурс своей батареи. Однако наибольшую ценность он представляет, когда приобретается авто на вторичном рынке. В этом случае нагрузочная вилка поможет установить основные характеристики батареи, чтобы понимать, когда её нужно будет заменять на новую.
Обычным мультиметром получить такие развёрнутые сведения не удастся. Для того чтобы иметь полное представление, потребуется нагрузка. Именно вилка способна имитировать реальный режим нагрузки.
Распространённые виды и типы нагрузочных вилок
Многие и не подозревают, что существуют различные виды нагрузочных вилок для зарядки АКБ. Они могут иметь электронный дисплей или же примитивный стрелочный циферблат. Ещё они бывают разных типов и отличаются между собой предназначением.
Наиболее распространены, особенно в прежнее время, аналоговый конструкции с вольтметром стрелочного типа. Могут измерять характеристики АКБ либо без нагрузки, либо с имитацией нагрузки запуска стартера. Как правило, их сила тока находится на уровне от 50 до 100 ампер.
Для того чтобы протестировать АКБ с нагрузкой от 125 ампер и более, есть смысл воспользоваться электронным устройством, наподобие вилки Ring RBA 15. Удобный интерфейс позволит пользователю легко настроить необходимые параметры, в том числе, значение тока холодной прокрутки. Эту характеристику устанавливают ещё производители батарей и подразумевают под ней такое количество ампер, которое способна выдать АКБ для запуска мотора при отрицательных температурах воздуха.
Замер напряжения на АКБ с помощью Ring RBA 15
Существующие на рынке тестеры могут отличаться между собой рабочим диапазоном и уровнем измеряемого тока. Кроме того, есть разные конструкции для кислотных или щелочных батарей. Однако самым ключевым отличием является то, на какую нагрузку они рассчитаны. Итак, наиболее популярные и удачные модели вилок следующие:
- НВ-Б — данная вилка рассчитана на измерения до 3 Вольт. Зато максимальная сила тока для неё составляет целых 100 ампер. Используется для проверки маломощных аккумуляторных батарей, преимущественно, в различной технике.
- ВН-01 — его диапазон составляет уже от 0 до 15 вольт. Между проверками необходимо делать паузу в 15 секунд, а рабочая температура составляет до 35 градусов по Цельсию.
- НВ-01 рассчитан на такой же диапазон, как и описанная выше модель. Основное отличие заключается в температурном режиме эксплуатации: пользоваться им можно даже при минус 30 и до плюс 60 градусов по Цельсию.
- НВ-03 является одной из самых распространённых модификаций у наших автолюбителей. Электронный вольтметр оснащается жидкокристаллическим экраном. Таким прибором уже можно измерять напряжение даже у мощных АКБ, ведь максимальная ёмкость составляет до 240 Вольт. Предусмотрена возможность подключения как одной, так и сразу двух нагрузок.
- НВ-04 — ещё один популярный тестер для батарей на 12 или 24 Вольт. Есть возможность проверки отдельных банок, а ещё эта вилка исправно функционирует при температуре до 60 градусов по Цельсию выше нуля.
Особенности проверки что нужно учесть
Прежде чем начать снимать показания с тестера, следует научиться расшифровывать особенности замеров и правилам пользования. Итак, новичкам стоит взять на заметку следующие рекомендации:
- До начала подключения нужно обязательно убедиться в правильной полярности.
- Для проведения замеров используется температурный режим в 20-25 градусов Цельсия.
- При работе щупы нагреваются под действием тока и могут причинить ожоги конечностей.
- Замеры делаются не дольше 7-8 секунд. Повторный съём данных должен делаться после 5-минутного перерыва.
- Если батарея полностью разрядилась, её заряжают по максимум и снимают показания повторно.
Для проверок небольших АКБ будет достаточно вилки, оснащённой всего одной нагрузочной спиралью. А вот в случае с мощными батареями с большой ёмкостью понадобится уже пара спиралей. Самые распространённые модели нагрузочных тестеров способны проверять устройства с ёмкостью до 240 ампер/часов. Они имитируют тот уровень нагрузки, который возникает в момент запуска двигателя. Пусковая сила тока может доходить до 250 ампер.
Самые простые модели вилок нагрузочных, как правило, оценивают только уровень заряда батареи. Более сложные и дорогие разновидности могут оснащаться дополнительно амперметром. Это позволяет более тщательно протестировать характеристики не только самого АКБ, но и состояния электроцепи.
Как пользоваться нагрузочной вилкой — краткая инструкция
Научиться пользоваться нагрузочной вилкой вовсе несложно, и для этого не обязательно быть электриком. Берём в руки устройство и соединяем чёрный зажим с положительной клеммой АКБ, а красный, соответственно, с минусовой. Батарея в это время не должна быть под нагрузкой. На дисплей прибора будут выведены сведения о том, каким является текущее напряжение. Выбираем те критерии, которым должен удовлетворять аккумулятор в режиме «холодного тока», нажимаем на левую кнопку, после чего будет запущен процесс его тестирования.
Как только процесс будет завершён, на экране пользователь увидит результаты — они могут иметь форму одной из пиктограмм, которая скажет следующее:
- происходили процессы десульфатации, и батарея требует зарядки;
- присутствуют механические повреждения;
- АКБ находится в работоспособном состоянии.
Если проверка была выполнена правильно, то на экране предстанут сведения о технических характеристиках батареи. Исходя из этих параметров, можно будет сделать вывод о том состоянии, в котором она находится. Нормальное напряжение должно находиться в диапазоне от 12,6 до 12,9 Вольт. О полном разряде будет свидетельствовать напряжение ниже 11,5-12 Вольт.
Также необходимо проверить состояние АКБ под нагрузкой. Это позволит дать более полную картину, по итогам которой автолюбитель будет принимать решение о целесообразности замены нового аккумулятора.
Порядок действий будет следующим:
- Подключаем резистор.
- Соединяем клеммы с токовыводами в такой же последовательности, как это было описано для проверки без нагрузки.
- Замеры должны проводиться не дольше 5 секунд.
Во время нагрузки параметры будут несколько другими. Так, если напряжение превышает отметку в 10,2 В, значит, батарею можно считать исправной. О полном разряде будет свидетельствовать значение вольтметра менее 7,8 Вольт. Поэтому придётся в таком случае принудительно заряжать батарею и смотреть за показателями повторно. Если улучшений не наступит, тогда можно сдавать АКБ в утиль и приобретать новое оборудование.
Как самому сделать нагрузочную вилку для аккумулятора
Многим автолюбителям и невдомёк, что можно легко сделать нагрузочную вилку своими руками, не переплачивая за неё в автомагазинах. Этот прибор не раз сослужит свою службу в гараже при диагностике как источника питания, так и генератора.
Итак, для изготовления простого тестера на понадобится запастись:
- вольтметром, который будет измерять напряжение с пределом замера не менее 20 В;
- корпус из любого негорючего материала;
- 6-миллиметровые провода с изоляцией, которые способны выдержать высокие значения тока;
- стальные наконечники для проводов;
- ручка-держатель.
Самодельный измеритель может быть рассчитан на 1 или 2 спирали. Как мы видим, собрать его в домашних условиях вполне реально, даже не имея соответствующей электрической квалификации. Одного сопротивления достаточно, когда замеры делаются для батареи с ёмкостью, не превышающей 100 Ач. В случае, если это значение больше, понадобится прибор с двумя спиралями.
Посмотрим, как будет выглядеть процесс изготовления поэтапно:
- Все элементы желательно разместить на пластине из текстолита и надёжно зафиксировать. Для некоторых из них может потребоваться просверливание отверстий. Крышка корпуса также должна быть обязательно из негорючего материала.
- Измеряем необходимое сопротивление, а при необходимости подключаем и добавочное.
- Щупы от вольтметра соединяются с проводами, на которые наброшены специальные мощные наконечники.
- В качестве последнего шага на корпусе закрепляется ручка из прорезиненного материала, который будет служить изолятором для пользователя.
- Кнопку включения/выключения можно подобрать от тумблера массы старого автомобиля или с любого прибора.
В качестве усовершенствования можно дополнительно разместить на одной и той же плате амперметр.
Батарея не держит нагрузку: что делать
Когда мы выполняем проверку батареи, используя для этого нагрузочную вилку, сначала напряжение снижается, а лишь после этого оно начинает возрастать. В тех случаях, когда продолжается падение, можно делать вывод о том, что АКБ вышла из строя и подлежит замене.
Тестирование автомобильного аккумулятора само по себе не является панацеей. В случае появления регулярных проблем нужно также тестировать всю бортовую сеть на предмет возможных утечек, а также проанализировать, в каком состоянии находится генератор. К примеру, нередко возникает необходимость в замене реле-регулятора, которая приводит к перезаряду или недозаряду автомобильной АКБ. Если своевременно не заменить его, то аккумулятор не отслужит предназначенный ему ресурс.
Сколько должен держать аккумулятор на автомобиле, зависит не только от его производителя, но в большей степени от срока его службы и окружающих температурных условий. Однако излишне частое его тестирование может навредить батарее и сократить срок её службы, поэтому злоупотреблять такими проверками не стоит. Кроме того, до начала тестирования АКБ не должна работать хотя бы 7-8 часов. Не стоит забывать делать перерывы между замерами по 5 минут минимум для того, чтобы успевали остывать нагревающиеся элементы. Во время проверки необходимо выкручивать пробки на обслуживаемых аккумуляторах.
Приглашаем читателей поделиться в комментариях после статьи имеющимся у них опытом проверки АКБ с использованием нагрузочных вилок или иного оборудования с этими функциями.
Что такое нагрузочная вилка и как проверить аккумулятор с ее помощью?
Значение аккумулятора в автомобиле сложно переоценить: он питает стартер во время запуска двигателя, а также другие электроприборы в зависимости от текущего режима работы. Чтобы устройство работало долго и исправно, водителю желательно следить за состоянием батареи. Для анализа характеристик АКБ используется нагрузочная вилка. Она позволяет не только оценить уровень заряда, но и работоспособность аккумулятора, имитируя запуск стартера двигателя.
- Описание и принцип работы
- Устройство нагрузочной вилки
- Виды вилок
- Что можно проверить?
- Подготовка аккумулятора к тестированию нагрузочной вилкой
- Тестирование аккумулятора нагрузочной вилкой
- Проверка без нагрузки
- Проверка под нагрузкой
Описание и принцип работы
Нагрузочная вилка – это устройство, которое применяется для измерения заряда аккумуляторной батареи. Заряд измеряется как под нагрузкой, так и при разомкнутой электрической цепи. Данный прибор можно без труда найти в любом магазине для автомобилистов.
Нагрузочная вилка
Смысл работы вилки заключается в том, что она создает нагрузку на АКБ, имитирующую запуск двигателя. То есть батарея работает так же, как если бы она давала ток для запуска стартера. Дело в том, что АКБ может показывать полный заряд, но не запускать двигатель. Выяснить причину может помочь нагрузочная вилка. Простой модели будет вполне достаточно для проверки большинства аккумуляторов.
Проводить тестирование необходимо только на полностью заряженном аккумуляторе. Сначала измеряется напряжение разомкнутой цепи. Если показатели соответствуют 12,6В-12,7В и выше, то можно проводить измерения под нагрузкой.
Неисправные АКБ не выдерживают нагрузки, хотя могут показывать полный заряд. Нагрузочная вилка дает нагрузку, которая превышает емкость батареи в два раза. Например, емкость батареи 60А*ч, нагрузка должна соответствовать 120А*ч.
Степень заряженности батареи можно оценить по следующим показателям:
- 12,7В и больше – батарея полностью заряжена;
- 12,6В – нормальный заряд батареи;
- 12,5В – удовлетворительный заряд;
- ниже 12,5В – необходима зарядка.
Если после подключения нагрузки напряжение начинает снижаться ниже 9В, это говорит о серьезных проблемах с АКБ.
Устройство нагрузочной вилки
Устройство вилки может отличаться в зависимости от модели и дополнительных возможностей. Но есть несколько общих элементов:
- вольтметр (аналоговый или цифровой);
- нагрузочный резистор в виде спирали сопротивления в корпусе вилки;
- один или два щупа на корпусе (в зависимости от конструкции);
- минусовой провод с зажимом типа крокодил.
В простых приборах на корпусе вилки имеются два щупа для измерения под нагрузкой и напряжения разомкнутой цепи. Вольтметр используется аналоговый, который показывает напряжение стрелкой на циферблате с делениями. Более дорогие модели имеют электронный вольтметр. В таких устройствах легче считывать информацию и показатели более точные.
Внутреннее устройство нагрузочной вилки Ореон НВ-01
Разные модели нагрузочных вилок имеют различные характеристики и возможности. Они могут отличаться по:
- диапазону измерения вольтметра;
- измерению силы тока;
- температуре эксплуатации;
- назначению (для кислотных или щелочных).
Виды вилок
Всего существует два вида нагрузочных вилок для аккумуляторов:
- кислотных;
- щелочных.
Не рекомендуется пользоваться одной вилкой для тестирования разных типов батарей. У щелочных и кислотных АКБ разное номинальное напряжение, поэтому нагрузочная вилка будет показывать неточные данные.
Что можно проверить?
С помощью нагрузочной вилки можно определить следующие параметры аккумулятора (зависит от возможностей конкретного устройства):
- уровень заряда АКБ;
- как долго батарея сохраняет заряд;
- выявить наличие замкнутых пластин;
- оценить состояние аккумулятора и степень сульфатации;
- ресурс батареи.
Нагрузочная вилка также позволяет измерить силу тока и в других электроприборах. Главное отличие – спираль сопротивления. Значение сопротивления каждой спирали составляет 0,1-0,2 Ом. Одна спираль рассчитана на 100А. Количество спиралей должно подходить к емкости АКБ. Если меньше 100А, то хватит и одной, если больше – две.
Подготовка аккумулятора к тестированию нагрузочной вилкой
Перед тестированием нужно выполнить ряд действий и соблюсти необходимые условия:
- Отсоединить аккумулятор от бортовой сети. Провести тестирование можно даже не снимая батарею с машины.
- Перед проверкой должно пройти не менее 7-10 часов простоя аккумулятора. Удобнее всего сделать измерения утром, когда машина простояла ночь после последней поездки.
- Окружающая температура и температура батареи должна быть в пределах 20-25°С. Если температура низкая, то следует занести устройство в теплое помещение.
- Пробки аккумулятора перед тестированием должны быть откручены.
- Проверить уровень электролита. При необходимости долить дистиллированную воду.
- Почистить клеммы аккумулятора. Контакты должны быть сухими и чистыми, чтобы не возникало паразитных токов.
Если соблюдены все эти условия, то можно переходить к проверке.
Тестирование аккумулятора нагрузочной вилкой
Проверка без нагрузки
Сначала проводится проверка без нагрузки, чтобы узнать состояние аккумулятора и его заряд. То есть, замер производится без сопротивления. Нагрузочная спираль не участвует в измерении.
Алгоритм действий следующий:
- Открутить одну или две гайки, чтобы отсоединить спираль сопротивления. Спиралей может быть две.
- Подключить плюсовой зажим к плюсовой схеме.
- Поднести минусовой щуп к минусовой клемме.
- Зафиксировать результат.
Уровень заряда можно сверить по следующей таблице.
Результат тестирования, В | 12,7-13,2 | 12,3-12,6 | 12,1-12,2 | 11,8-12 | 11,5-11,7 |
Уровень заряда | 100 % | 75% | 50% | 25% | 0% |
Проверка под нагрузкой
Многие водители считают, что проверка под нагрузкой вредит аккумулятору. Это совсем не так. При соблюдении всех условий тестирование совершенно безопасно для батареи.
Тестирование аккумулятора под нагрузкой
Если без нагрузки аккумулятор показал стопроцентный заряд, то можно проводить проверку под нагрузкой. Для этого нужно подключить одну или две спирали сопротивления, закрутив соответствующие болты на корпусе прибора. Нагрузочная спираль может подключаться и другим способом в зависимости от конструктивных особенностей прибора. Если емкость батареи до 90А*ч, то достаточно одной спирали, если больше 100А*ч, то нужно подключить обе.
Алгоритм действий следующий:
- Плюсовой зажим от прибора подключается к плюсовой клемме.
- Коснуться минусовым щупом минусовой клеммы.
- Удерживать контакт не более пяти секунд, затем отключить вилку.
- Посмотреть результат на вольтметре.
Под нагрузкой показатели будут другими. Напряжение на вольтметре будет проседать, а затем должно расти. Нормальным считается показатель более 9В, но не ниже. Если при измерении стрелка падает ниже 9В, значит, аккумулятор не выдерживает нагрузки и его емкость резко падает. Такая батарея уже неисправна.
Сверить показатели можно по следующей таблице.
Результат тестирования, В | 10 и более | 9,7 | 9 | 8,3-8,4 | 7,9 и меньше |
Уровень заряда | 100% | 75-80% | 50% | 25% |
Следующую проверку можно проводить только спустя 5-10 минут. За это время аккумулятор должен восстановить исходные параметры. Спираль сопротивления в процессе измерения сильно нагревается. Нужно дать ей остыть. Также не рекомендуется часто проводить проверки под нагрузкой, так как это сильно нагружает аккумулятор.
На рынке существует множество приборов для измерения состояния батареи. Самая простая нагрузочная вилка Ореон НВ-01 имеет простое устройство и стоит всего около 600 рублей. Обычно этого вполне достаточно. Более дорогие модели как Ореон НВ-3 имеют лучшие характеристики, цифровой вольтметр и удобное управление. Нагрузочная вилка позволяет получить точные данные об уровне заряда аккумулятора, а главное, узнать его работоспособность под нагрузкой. Нужно правильно подобрать модель прибора для получения точных показателей.
Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой: принцип работы, таблица показаний
- Что такое нагрузочная вилка
- Для чего она предназначена
- Конструкция
- Особенности применения устройства
- Зачем проверять АКБ вилкой
- Как правильно проверять
- Без нагрузки
- Под нагрузкой
- Популярные модели для проверки автомобильных АКБ
- Схема для изготовления
Автомобильный аккумулятор — это разновидность электрического аккумулятора, его задача — обеспечить запуск двигателя автомобиля или мотоцикла. Они также обеспечивают питание бортовой сети автомобиля при выключенном двигателе. Как и любой аккумулятор, в какой-то момент он может выйти из строя, и вилки нагрузки используются для контроля его работоспособности. Об этом устройстве и поговорим сегодня.
Что такое нагрузочная вилка
Начнем с знакомства с устройством с его описания и назначения.
Для чего она предназначена
Зарядное устройство — это измерительное устройство, которое можно использовать для определения степени заряда аккумулятора с высокой точностью. Его можно использовать как с батареями на 12 В, так и на 24 В. Устройство очень простое в использовании.
Конструкция
Конструкция грузовых вилок может различаться в зависимости от модели. Однако варианты будут отличаться только дополнительными элементами, расширяющими список возможностей устройства. Основные компоненты везде одинаковые:
- вольтметр (показывает напряжение, на основании которого по таблицам определяется степень заряженности аккумулятора);
- резистор (спираль из стального листа);
- два датчика (с помощью которых устройство подключается к аккумулятору)
- защитная крышка (закрывает катушку).
Особенности применения устройства
Принцип работы измерительного прибора довольно прост, поэтому любой автовладелец легко его освоит. Однако для получения корректных данных об уровне заряда аккумулятора необходимо учитывать некоторые особенности измерений:
- Точные данные вилочных погрузчиков отображаются только в том случае, если измерения проводятся при температуре окружающей среды от 20 до 25 ° C;
- Полюс вилки подключается к плюсовой стороне аккумулятора, а минус — к минусу.
- контактный щуп устройства имеет свойство нагреваться во время работы, поэтому работайте очень осторожно, чтобы не обжечься;
- измерения не должны занимать более 6-8 секунд, и между каждым измерением должен быть 5-минутный перерыв.
- если выяснится, что аккумулятор разряжен, полностью зарядите его и повторите измерение;
- если аккумулятор обслуживается, открутите заглушки при снятии мерок.
Зачем проверять АКБ вилкой
Очень важно проверить состояние аккумулятора, особенно если вы владеете не новым автомобилем, но уже бывшим в эксплуатации.
Этот метод определения степени заряда аккумулятора является наиболее точным из имеющихся. Простые измерения с помощью тестера не дадут вам полного представления о состоянии батареи. Например, после проверки напряжения тестером прибор показывает, что аккумулятор заряжен, но машина не заводится или плохо зажигает. Чтобы понять причину выхода из строя аккумуляторной батареи, проведите измерения с нагрузкой. Смоделировать необходимые условия, отражающие ходовые качества автомобиля в гараже, крайне сложно.
В свою очередь, пускатель сокращает время измерения до минимума, так как дает большой ток. Если двигатель запускается несколько раз подряд, это может повлиять на состояние аккумуляторной батареи. Таким образом, именно вилка нагрузки поможет вам наиболее точно определить состояние аккумулятора.
Как правильно проверять
Есть два способа проверить состояние аккумулятора с помощью вилки груза. Мы подробно опишем каждый из них ниже.
Без нагрузки
Суть этого метода заключается в измерении емкости без подключения дополнительной нагрузки. Измерения можно проводить не менее чем через 7 часов после выключения двигателя. В это время аккумулятор также не должен работать.Чем дольше временной интервал, тем лучше.
Перейти к измерениям:
- Перед тестированием аккумулятора оно должно быть полностью отключено от автомобиля.
- Подключите штекер к столбам аккумулятора (плюс к плюс, минус до минус).
- Посмотрите на вольтметр и запомните показания.
Под нагрузкой
Этот метод тестирования редко используется, потому что он может повредить аккумуляторную батарею и используется только в том случае, если в первом случае были получены максимальные показания заряда.
Измерения выполнены следующим образом:
- Подключите дополнительную нагрузку к вилке, соответствующему параметрам, указанным в инструкциях.
- Отсоедините аккумулятор от электрической установки автомобиля.
- Нанесите вилку к клеммам аккумулятора с помощью правильной поляризации. Нажмите на дополнительную кнопку загрузки.
- Запишите индикацию вольтметра через 5 секунд измерения, а затем немедленно отсоедините устройство.
Видео: тестирование батареи с использованием нагрузки лба. Во время нагрузки следует учитывать следующие неимущества.
- При контакте с контактами с знаком минус, могут появиться искры (не волнуются, это нормальное явление);
- Измерения могут повторяться только после ок. 5 минут;
- Не позволяйте загружению работать более 5 секунд;
- Если даже после повторного зарядки аккумулятора под загрузкой напряжение уменьшается, аккумулятор считается непригодным для использования.
Популярные модели для проверки автомобильных АКБ
Модели наиболее часто используемых плагинов зарядки для тестирования батарей
Модель | Рабочее напряжение | Загрузить ток, а также | Емкость аккумулятора, ах * ч | Диапазон рабочего температуры, ° C |
BH-1. | 0-15. | 100. | 15-190 | +1 … + 35 |
HP-01. | 0-15. | 100/200 | 15-190 | -30 … + 60 |
HP-02. | 0-15. | 100/200 | 15-240 | -20 … + 60 |
HB-03. | 0-16. | 100/200 | 15-240. | -30 … + 60 |
HB-04. | 0-32. | На 12 В — 50, в 24 и 3 В — 100 | 15-240. | -20 … + 60 |
NV-B. | 3-0-3 | 100. | до 500. | нет данных |
Схема для изготовления
Схема стандартной нагрузки выглядит так:
- V — вольтметр;
- R — резистор (сопротивление, нагрузка);
- S — ключ;
- Стрелки — контактные трубы.
Резистор подключен к вольтметеру параллельно, и ключ подключен. Когда ключ открыт, вольтметр отображает напряжение батареи без нагрузки. Когда коммутатор закрыт, нагрузка наносится на батарею, а вольтметр читает напряжение под нагрузкой.
Как видите, вольтметр прост в использовании и несложно. Вы можете легко сделать это самостоятельно. Это устройство всегда должно иметь любого владельца автомобиля.